Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы.
Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой (Sakichi Toyoda). Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.
Задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, решение становится понятным.
Тайити Оно (Taiichi Ohno), создатель производственной системы Toyota
Пример техники 5 почему
Первым делом формулируется исходная проблема. Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины. В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.
- Двигатель не заводится. (проблема)
- Почему? — Сел аккумулятор (первый вопрос)
- Почему? — Не работает генератор (второй вопрос)
- Почему? — Проблемы с ремнем генератора (третий вопрос)
- Почему? — Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся (четвертый вопрос)
- Почему? — Автомобиль не проходил должного технического осмотра по рекомендуемому графику (пятый вопрос, первопричина)
Заметки
Не все проблемы имеют одну первопричину. Если хотите найти несколько причин, необходимо повторить технику с разным набором вопросов.
Метод не предлагает жестких правил и ограничений вроде того, какие вопросы задавать и/или как долго следует продолжать задавать вопрос для поиска дополнительных причин. Таким образом, даже если следовать методу, результат зависит от знаний и упорства вовлеченных людей.
Метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления производством. Например, в кайдзене, бережливом производстве и других.
Почему троечники пишут здесь статьи?
“Если хотите найти несколько причин, необходимо повторить технику с разным набором вопросов.”
Что такое “разный набор вопросов”?
Вопрос “Почему?” – это набор вопросов?
“Метод не предлагает…” – как вообще метод может что-то предлагать или не предлагать?
потому что только троечники что то в этом мире делают 🙂
отличники – ничего не делают, так как боятся допускать ошибки )