Поезд подъезжает к станции в Японии. Проводник поезда указывает на платформу, а затем на знаки, указывающие номер поезда и пункт назначения. В кабине поезда машинист указывает на свои органы управления, а также на ключевые индикаторы и знаки снаружи поезда. На платформе проводник показывает на поезд, а затем на двери, прежде чем они откроются. При каждом символическом жесте сотрудники произносят название, назначение или состояние того, на что они указывают.
Непосвященным это может показаться загадочным, но при более глубоком исследовании выясняется, что этот ритуал представляет собой ритуал охраны труда и техники безопасности, известный как “Жесты и голосовые команды” (или Шиса Канко). Он имеет очень древнюю историю происхождения и положительно влияет на безопасность и производительность. Это кажется ритуальным подтверждением очевидного, но в действительности все гораздо интереснее и раскрывает истину о том, насколько глубоко мы встроены в мир. Она показывает, как мы можем полагаться на все наше тело, а не только на наш разум, чтобы выполнить задачи безопасным образом.
История происхождения жестов и голосовых команд
Происхождение этого способа трудно проследить. Часто рассказывают, что в 1900-х годах инженер поезда Ясоити Хори боролся с ухудшающимся зрением. Чтобы не допустить ошибки, он начал подавать сигналы, которые затем подтверждал сопровождающий его пожарный. В конце концов, это поведение вошло в раннее железнодорожное руководство в 1913 году. Подтвердить историю происхождения, кроме статьи в Japan Times, в которой она упоминается, не удалось, но она используется на японских железных дорогах уже почти сто лет.
В современном протоколе жестов и голосовых команд работник сначала смотрит на цель, которой может быть что угодно, имеющее решающее значение для выполняемой задачи, – средства управления, приборы, индикаторы или устройства. Затем работник вытягивает указательный палец и произносит название или состояние элемента управления, после чего выполняет соответствующее действие.
Жесты и голосовые обозначения прочно укоренились в мире подготовки человека. В эпоху, когда мы уделяем больше внимания разработке технологий с учетом потребностей и ограничений человека, это кажется отходом в прошлое. В действительности же необходимы оба подхода. Даже при наличии гипотетически совершенных технологий люди живут в сложном мире. Для принятия правильных решений им постоянно приходится удерживать внимание и работать с потоком порой противоречивой информации.
Научная поддержка практики
Лабораторные исследования, описанные Аянори Сато в лаборатории эргономики Японского института технических исследований железных дорог (и показанные в видеофильме Министерства иностранных дел Японии о Японии), показывают, что “жесты и голосовые команды” снижают количество человеческих ошибок почти на 85%, когда используются для выполнения простых и повторяющихся задач для принятия решений. Это разница в 2,38 ошибки на 100 действий в обычных условиях и 0,38 ошибки на 100 действий, когда в цепочку поведения добавляется жесты и голосовые команды.
В 2011 году Шинохара, Наито, Мацуи и Хиконо провели дополнительное исследование, чтобы выяснить, как указание и призыв активизируют внимание и выбор правильного действия. В ходе серии испытаний участники выполняли простые лабораторные задания “с одним правилом” или “с несколькими правилами”, с жестами и голосовыми командами и без них. В результате было проведено четыре разных испытания, в ходе которых экспериментаторы оценивали правильность ответов, время реакции, собственную загруженность и другие ключевые критерии эффективности.
Результаты показали, что жесты и голосовое сопровождение улучшали работу при изменении условий задания. Даже если правила задания менялись, визуальная и слуховая репетиция помогала. Самооценка рабочей нагрузки показала, что добавление жестов и голосовых команд не увеличило рабочую нагрузку. Важно отметить, что эта практика не является панацеей от всех ошибок. Она по-прежнему требует выполнения целого ряда дополнительных действий в сочетании с любыми требованиями задачи. Высокоскоростные задачи или задачи, требующие использования рук, могут не позволить использовать полноценный протокол жестов и голосовых команд.
Для практики, которая, как представляется, повышает безопасность и точность, удивительно, что она не получила более широкого распространения во всем мире. В статье нью-йоркского столичного транспортного управления (MTA) говорится, что жесты и голосовые команды были введены в качестве должностного регламента в нью-йоркском метро, исключительно для кондукторов, которые должны жестами показывать на белые полоски (“зебры”), когда остановившийся поезд правильно выровнен и может безопасно открыть двери. Видеозаписи, на которых кондукторы MTA выполняют это действие, показывают, что это небольшое, тонкое и невербальное поведение, в отличие от более очевидного и шумного подхода, применяемого японскими железнодорожными служащими.
Сигеру Хага, профессор транспортной и промышленной психологии в Университете Риккё в Токио, считает, что за пределами Японии трудно заставить людей выполнять столь забавное и повторяющееся действие. Даже работники в Японии проходят длительную подготовку, чтобы преодолеть смущение, которое они могут испытывать при выполнении действий, связанных с жестами и голосовым сопровождением.
Понимание этой концепции и ее влияния на производительность помогает понять смысл стандартных психологических объяснений, связанных с жестами и голосовыми командами. Типичные объяснения сосредоточены на аспектах внимания и активации систем управления задачами в нашем сознании. Одновременные жесты и голосовые команды, по-видимому, переориентируют и активируют наше внимание на цель для будущих действий. Даже при выполнении знакомой задачи визуальная и слуховая ассоциация облегчает нам как запоминание действий, так и выбор верного хода действий. Это помогает нам избежать промахов, когда мы знаем, что делать, и правильно делали это в прошлом, но все равно совершаем ошибку.
Более убедительные доказательства реализации принципа воплощенного познания
Именно здесь мы обращаемся к более глубокому смыслу, скрывающемуся за обычными психологическими объяснениями жестов и голосовых команд. Нам нужно выйти за рамки объяснения, что физические жесты нужны, чтобы “разбудить наш разум” и “сосредоточиться на работе”. Это все равно что сказать, что мы – разум, застрявший в теле. Это подразумевает, что все важные действия (или промахи) происходят внутри разума, а тело – всего лишь инструмент разума.
Есть и альтернативный вариант развития событий, и его можно продемонстрировать на примере исследований с помощью приборов слежения за глазами, изучающих, как мы используем наши глаза для выполнения повседневных задач. В серии экспериментов, рассмотренных Лэндом и Хэйхоу, исследователи использовали систему отслеживания движения глаз, чтобы наблюдать за тем, как двигались глаза участников при выполнении повседневных задач – в данном случае приготовлении чашки чая и сэндвича. Смысл обоих экспериментов заключался в том, чтобы попытаться понять, как взгляд связан с принятием решений и физической активностью.
Традиционная точка зрения заключается в том, что глаза – это просто пассивный ответ на команды разума. Разум строит глубокую картину мира, обрабатывает свои решения и затем направляет сигнал телу, чтобы оно отреагировало. Однако Лэнд и Хейхои смогли доказать, что даже при выполнении часто повторяющихся повседневных задач интенсивные движения тела (например, повороты туловища) и движения глаз происходят раньше более тонких моторных действий. Движения тела и глаз – это часть сложного процесса взаимодействия с миром, в ходе которого мы идентифицируем (и повторно идентифицируем) объекты, имеющие отношение к выполнению задачи, следим за собственными действиями в процессе их выполнения, а затем проверяем, правильно ли они выполнены, прежде чем перейти к следующему заданию.
В случае с приготовлением чашки чая движения глаз состоят из нескольких минут взгляда на объекты, необходимые для выполнения задачи, а затем быстрой фиксации взгляда на первых объектах, имеющих отношение к задаче. Эти быстрые фиксации взгляда усиливаются по мере приближения объектов друг к другу для выполнения какого-либо действия, например наливания горячей воды в чайник. Наконец, наш взгляд останавливается на объектах, чтобы подтвердить, что нужные условия выполнены. Такая значительная вовлеченность тела и глаз говорит о том, что мы не усваиваем глубокую модель восприятия мира, а затем действуем на ее основе. Скорее, в соответствии с задачей, которую мы пытаемся выполнить, мы постоянно и последовательно получаем всю необходимую информацию в ходе выполнения задания.
Что, если жесты и голосовые команды не просто “пробуждают” разум, запертый в теле, а позволяют проникнуть в наши глубокие телесные отношения с миром? Что, если вместо того, чтобы пытаться интернализировать все наши действия, проверки и контрпроверки, нам следует начать с более крупных телесных действий, таких как указывание, хватание, прикосновение и связанный с ними взгляд, чтобы подсказать, проверить и направить наши последующие действия, связанные с задачей? Мы уже делаем это, когда рисуем, записываем идеи или проговариваем их вслух, чтобы обдумать.
Может показаться, что это тонкое различие, но оно важно. Важно экстернализировать нашу деятельность, сделать ее реальной и перенести в мир. Когда мы выносим действия из головы и переносим их в мир, у нас неожиданно появляются дополнительные источники информации, которые помогают нам ориентироваться. Встраивая свое поведение в мир, мы снижаем нагрузку на память, полагаясь на новую информацию о наших задачах, чтобы направлять текущие действия. Так или иначе, “Жесты и голосовые команды” явно останутся в железнодорожных сетях Японии. Будет интересно посмотреть, сможет ли она распространиться на другие сферы и другие задачи.
Источники
- Atlas Obscura (2020) “В чем смысл жестов в Японии?”
- Горденкер, Элис (2008) “Жесты” JR. Japan Times.
- Лэнд, Майкл Ф. Хэйхоу, Мэри. (2001) “Каким образом движения глаз способствуют повседневной деятельности?”
- MTA (2013) “Кондукторы метро указывают путь к безопасному движению”
- Синохара, Казумицу. Наито, Хироси. Мацуи, Юко. Хиконо, Масару. (2013) “Влияние “указующих и призывающих пальцев” на процессы когнитивного контроля в парадигме переключения задач”
- Линия Дайюдзан на станции Дайюдзан – указатель Изображение из Викисклада Wikimedia Commons by tak1701d / CC BY-SA. Изображение было обрезано, чтобы сфокусироваться на служителе платформы.