Метод GIST это аббревиатура слов: Goals, Ideas, Steps, Tasks. Фреймворк для декомпозиции целей в четкие задачи. Во многих случаях может заменять OKR, Roadmap & Waterfall. А где то объединяется с ними.
Проблема OKR, Roadmap & Waterfall возможно в том что они слишком однобоки и затрагивают только малую часть аспектов необходимых для осознания целей и планирования задач.
Можно сказать что GIST это совокупность этих инструментов. Но с другим акцентом. И со своим каркасом.
Акцент метода крутится вокруг 4х ключевых аспектов:
- Goals – Цели – Ключевые крупные цели, куда надо двигаться
- Ideas – Идеи – Список идей, которые могут позволить достичь целей.
- Steps – Шаги – Или еще можно назвать это проектами или итерациями или спринтами. Это те идеи, которые в данный момент взяты в работу и нуждаются в декомпозиции на задачи.
- Tasks – Задачи – Это достаточно мелкие части Проектов (Шагов), которые можно выполнить за разумно короткий период – обычно речь идет о 1-2 днях
Давайте пройдемся по каждому из аспектов более подробно…
Goals – Цели
Тут можно записать 1 цель или 3-4 ключевые цели. Чем меньше тем обычно лучше. Цели достаточно далеки, но при этом дают всем понять куда нам нужно попасть при удачном стечении обстоятельств и успешном управлении командой.
Если написать слишком много целей, а ресурсов у нас слишком мало, то можно легко расфокусировать силы и не достичь целей. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Но иногда, при наличии соответствующих ресурсов, бывает полезно сделать ставку сразу на 2-3-4 цели.
Можно применять разные практики: OKR, SMART … по вкусу.
Ideas – Идеи
Сюда мы пишем список идей, которые позволяют достичь целей.
Идей может быть много. Потому в какой то момент нам надо не забывать их сортировать. Поднимать выше те что наиболее перспективны. Понижать те которые малоперспективны.
Если вспомнить идеи Scrum – то это похоже на принципы работы с бэклогом. Так называемый груминг бэклога.
Существует много методов для сортировки идей по сложности, по ценности, по прибыльности и т. д.
Для идей лучше выбирать инструмент, который позволяет собирать их в плоский список, сортировать их сверху вниз, разбивать по категориям и т. д.
Хорошие варианты: Jira Backlog, GitHub Milestones, Notion Tables, Google Sheets, Microsoft Excel.
Полезные книги:
Steps – Шаги – Проекты – Истории – Эпики
В переводе на русский тут лучше подходит слово Проекты. А если брать терминологию Скрама, то тут лучше подходит слово Эпики (Эпопеи).
Мы сортируем идеи и выбираем наиболее перспективные в работу. Они и становятся проектами.
Если Цели могут быть на квартал, год или 3 года и часто их достижение не ясно. То проекты это нечто понятное с точки зрения реализации и имеет более короткий период планирования.
Хорошие инструменты:
- Notion Timeline
- любая канбан доска разбитая по годам, кварталам или месяцам (Trello, Notion, GitHub …)
- Диаграммы Ганта
Можно назвать это дорожной картой.
Tasks – Задачи
Далее наши проекты или истории разбиваются на более мелкие задачи. И вот тут уже на сцену обычно выходят инструменты типа Канбан доски.
Колонки доски разбиваются по ключевым состояниям задач. Например: План, В работе, Блок, Тесты, Готова.
Ключевое отличие Задачи от Шага (Эпика) – это то что задача максимально конкретна и может быть выполнена за 1 день или неделю силами 1-2 человек или оптимальной команды на 7 человек (от 5 до 9 ок).
Итого
Работаю с этой практикой уже несколько лет. Очень крутой опыт. Все сильно проще чем Скрам или Agile или Канбан в чистом виде.
- В базе когда стартует какая то тема или крупный проект, то изначально оно выглядит именно как GIST – пишу цели, собираю идеи, примерный план шагов (под проектов) и далее просто список задач – to do хватает
- Когда проект чуть разрастается и текущий конфиг перестает давать картинку, то Steps превращается в Roadmap по месяцам, а Задачи из to do превращается в Kanban доску – как правило это когда команда набирает скорость и задач становится все больше и больше.
В качестве инструмента у меня в основном используется Notion. Он позволяет начинать с простых конфигов и по мере необходимости усложнять и расширять конфиг с учетом ситуации. Но в базе всегда GIST & Notion. А далее инструменты по необходимости – дорожные карты, канбаны, гитхабы, фигмы, миро итд. добавлять инструменты в проект можно относительно легко и всегда есть 1 страница в Notion + GIST декомпозиция + соль и сахар по вкусу. Очень крутой конфиг 🙂
По материалам
- GIST Планирование https://medium.com/@humanoit/b888fd9ad7de
- Почему вам стоит перестать использовать продуктовые роадмапы и попробовать GIST https://habr.com/ru/company/kolesa/blog/358672/
- Обсуждение OKR & GIST в интервью Мэтта Мулленвега (Аутоматтик) и Джэка Дорси (Твиттер) https://distributed.blog/2020/12/16/episode-26-jack-dorsey-and-remote-collaboration/
- Оригинал статьи на английском https://medium.com/@itamargilad/why-i-stopped-using-product-roadmaps-and-switched-to-gist-planning-3b7f54e271d1
- GIST фреймворк в оригинале https://itamargilad.com/gist-framework/