GIST — метод планирования проектов и разработки

Метод GIST это аббревиатура слов: Goals, Ideas, Steps, Tasks. Фреймворк для декомпозиции целей в четкие задачи. Во многих случаях может заменять OKR, Roadmap & Waterfall. А где то объединяется с ними.

Проблема OKR, Roadmap & Waterfall возможно в том что они слишком однобоки и затрагивают только малую часть аспектов необходимых для осознания целей и планирования задач.

Можно сказать что GIST это совокупность этих инструментов. Но с другим акцентом. И со своим каркасом.

Акцент метода крутится вокруг 4х ключевых аспектов:

  1. Goals — Цели — Ключевые крупные цели, куда надо двигаться
  2. Ideas — Идеи — Список идей, которые могут позволить достичь целей.
  3. Steps — Шаги — Или еще можно назвать это проектами или итерациями или спринтами. Это те идеи, которые в данный момент взяты в работу и нуждаются в декомпозиции на задачи.
  4. Tasks — Задачи — Это достаточно мелкие части Проектов (Шагов), которые можно выполнить за разумно короткий период — обычно речь идет о 1-2 днях
GIST — Goals, Ideas, Steps, Tasks

Давайте пройдемся по каждому из аспектов более подробно…

Goals — Цели

Тут можно записать 1 цель или 3-4 ключевые цели. Чем меньше тем обычно лучше. Цели достаточно далеки, но при этом дают всем понять куда нам нужно попасть при удачном стечении обстоятельств и успешном управлении командой.

Если написать слишком много целей, а ресурсов у нас слишком мало, то можно легко расфокусировать силы и не достичь целей. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Но иногда, при наличии соответствующих ресурсов, бывает полезно сделать ставку сразу на 2-3-4 цели.

Можно применять разные практики: OKR, SMART … по вкусу.

Ideas — Идеи

Сюда мы пишем список идей, которые позволяют достичь целей.

Идей может быть много. Потому в какой то момент нам надо не забывать их сортировать. Поднимать выше те что наиболее перспективны. Понижать те которые малоперспективны.

Если вспомнить идеи Scrum — то это похоже на принципы работы с бэклогом. Так называемый груминг бэклога.

Существует много методов для сортировки идей по сложности, по ценности, по прибыльности и т. д.

Для идей лучше выбирать инструмент, который позволяет собирать их в плоский список, сортировать их сверху вниз, разбивать по категориям и т. д.

Хорошие варианты: Jira Backlog, GitHub Milestones, Notion Tables, Google Sheets, Microsoft Excel.

Полезные книги:

Steps — Шаги — Проекты — Истории — Эпики

В переводе на русский тут лучше подходит слово Проекты. А если брать терминологию Скрама, то тут лучше подходит слово Эпики (Эпопеи).

Мы сортируем идеи и выбираем наиболее перспективные в работу. Они и становятся проектами.

Если Цели могут быть на квартал, год или 3 года и часто их достижение не ясно. То проекты это нечто понятное с точки зрения реализации и имеет более короткий период планирования.

Хорошие инструменты:

  • Notion Timeline
  • любая канбан доска разбитая по годам, кварталам или месяцам (Trello, Notion, GitHub …)
  • Диаграммы Ганта

Можно назвать это дорожной картой.

Tasks — Задачи

Далее наши проекты или истории разбиваются на более мелкие задачи. И вот тут уже на сцену обычно выходят инструменты типа Канбан доски.

Колонки доски разбиваются по ключевым состояниям задач. Например: План, В работе, Блок, Тесты, Готова.

Ключевое отличие Задачи от Шага (Эпика) — это то что задача максимально конкретна и может быть выполнена за 1 день или неделю силами 1-2 человек или оптимальной команды на 7 человек (от 5 до 9 ок).

Итого

Работаю с этой практикой уже несколько лет. Очень крутой опыт. Все сильно проще чем Скрам или Agile или Канбан в чистом виде.

  • В базе когда стартует какая то тема или крупный проект, то изначально оно выглядит именно как GIST — пишу цели, собираю идеи, примерный план шагов (под проектов) и далее просто список задач — to do хватает
  • Когда проект чуть разрастается и текущий конфиг перестает давать картинку, то Steps превращается в Roadmap по месяцам, а Задачи из to do превращается в Kanban доску — как правило это когда команда набирает скорость и задач становится все больше и больше.

В качестве инструмента у меня в основном используется Notion. Он позволяет начинать с простых конфигов и по мере необходимости усложнять и расширять конфиг с учетом ситуации. Но в базе всегда GIST & Notion. А далее инструменты по необходимости — дорожные карты, канбаны, гитхабы, фигмы, миро итд. добавлять инструменты в проект можно относительно легко и всегда есть 1 страница в Notion + GIST декомпозиция + соль и сахар по вкусу. Очень крутой конфиг 🙂

По материалам

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *