Должностные инструкции сотрудника
Должностная инструкция — что это такое? Как их делать? Чем отличается должностная инструкция от пошаговых инструкций по процедурам? Давайте разбираться.
Обычно все начинается с проблем, связанных с бардаком в бизнес процессах, в командах, в организациях. Многие говорят о том что надо бы описать процессы. Составить должностные инструкции. Пошаговые инструкции. Много разных подходов приходится изучать и пробовать.
Затем возникают проблемы связанные с бюрократизацией процессов. Сложные регламенты и тотальная бюрократия.
Важно нащупать золотую середину.
Можно выделить разные типы инструкции и разные подходы к их написанию:
- должностная инструкция — то что многие слышали, но редко кто видел эффективные решения
- инструкция по процессу
- инструкция по процедуре — тут может быть сложно понять чем это отличается от процесса, и потому разберемся с этим далее.
- инструкция по продукту — еще может называться как руководство пользователя
- инструкция по услуге — тоже интересная штука и очень важная с точки зрения исключения бюрократии
- инструкция по практике
Поехали разбираться в деталях.
Когда нужно писать инструкцию?
В моей практике выработался простой критерий — это частота вопросов.
Если частота вопросов начинает расти и отнимать много времени, то смотрю объект который вызывает вопросы чаще всего и пишу по нему инструкцию.
Если вопросов мало, то писать инструкции это плохая идея.
Типы инструкций для сотрудников
Должностная инструкция
- Тут обычно понимают что это инструкция, которая описывает должность сотрудника, отдела, подразделения, службы или организации в целом.
- Мне лично ниразу не удавалось увидеть адекватное решение
- Я скорее склонен верить что от этих инструкций можно отказаться
- Делают их просто ради соблюдения законов
- Ну делают и делают.
Можно найти много примеров и попытаться описать инструкцию про должность и что там нужно делать.
Образцы должностных инструкций работников
- должностная инструкция бухгалтера
- должностная инструкция директора
- должностная инструкция заместителя руководителя или начальника отдела
- должностная инструкция инженера
- должностная инструкция менеджера
- должностная инструкция руководителя или начальника отдела
- должностная инструкция специалиста
Инструкция по процессу
- Вот это более интересная штука, часто полезная
- Многие путают инструкции по процессу, с инструкциями по процедуре или услуге
- важно их отличать.
- это очень разные штуки
- но часто их путают и получаются Монстро-регламенты которыми не возможно пользоваться.
- разницу разберем далее.
- главное понять что инструкция по процессу, описывает основные аспекты реакции команды на какое либо событие и доведение его до ожидаемого результата
- Напримеры
- инструкция по продажам — можно описать как выглядит процесс продажи от поступления лида, до заключения договора или получения оплаты
- инструкция по разработке — описать как выглядит процесс разработки, от регистрации задачи, до релиза в продукт
- инструкция по поддержке — описать как выглядит процесс поддержки? от поступления сообщения от пользователя, до закрытия тикета так чтобы пользователь был доволен
Инструкция по процедуре
- Вот тут многие могут подвиснуть. Птм что не ясно как отличить процедуру от процесса?
- Их можн отличить так:
- Процесс это общее описание действий с точки зрения исполнителя, от события до ожидаемого результата.
- Процедура — это может быть вариация процесса или какая то его часть по условию
- Инструкция по процедуре описывает частные случаи процесса или части операции
- Другими словами, можно сказать что инструкция по процедуре отвечает на вопрос как делать ту или иную операцию с каким либо эксклюзивами или особенностями.
- Например как обрабатывать консультацию, а как инцидент? Что нужно учитывать при этом?
- Как обрабатывать задачи где нужен перевод? А как обрабатывать задачи где нужно сделать нагрузочное тестирование?
- Напримеры:
- Есть процесс поддержка, но в зависимости от типа сообщения, это может быть инцидент, запрос на обслуживание или консультация. Это разные процедуры и порядок действий.
- Есть процесс разработка, но там могут быть нюансы типа нужны тесты или нет, нужен перевод или нет, нужно тестировать на фронте или нет и т д. В зависимости от конкретной операции в процессе, могут запускаться разные процедуры.
- Если разработчик встретился в задаче с тем что нужно сделать нагрузочное тестирование, то он открывает инструкцию по этой процедуре и читает как это делать
Инструкции по продукту
Ну это руководства пользователя. Думаю многие их видели и тут особо описывать нечего. Бывают разные форматы. Электронные или бумажные. На 3 странички или на книгку из 333 страниц. Все зависит от сложности продукта. Главное чтобы инструкция отвечала на вопросы пользователя и снимала нагрузку с отдела поддержки.
Какие именно вопросы следует отражать в такой инструкции, зависит от анализа поступающих вопросов в команду поддержки продукта.
Инструкции по услуге
Вот это веселая штука. Очень полезная если ее понять. Например вот есть у нас процесс разработки. Или процесс поддержки. Или процесс закупки. Или процесс согласования договора. По этим процессам есть инструкции. И их знают и читают сотрудники тех команд или отделов, которые исполняют процесс. Будь то разработчики, ребята из поддержки или закупщики.
- Но вот надо ли эти инструкции показывать Клиенту по этим процессам?
- Например надо ли знать процесс разработки тому кто хочет отправить задачу в разработку?
- Если ответ положительный, то у вас крупные проблемы и риски уйти в бюрократию.
- Разработка со стороны Исполнителя и со стороны Клиента — выглядит очень по разному.
- Потому услуга описывается иначе и то как обращаться за разработкой, за закупкой или за согласованием договоров и какой результат ожидать — очень сильно отличается от того как эту разработку делать, проводить закупку или согласовывать договор.
- Напримеры
- если взять разработку:
- инструкция по процессу и процедурам пишется для разработчиков — их много и они большие
- инструкция по услуге пишется для Клиентов, Пользователей и Стейкхолдеров. И как правило она сильно короче. С картинками. Так чтобы мог понять человек который не погружен в особенности процесса.
- если брать опыт опенсорс команд, то там обычно дают ссылку на гитхаб и говорят — все хотелки пишите туда
- могут быть шаблоны описания хотелок
- если брать корпоративный сектор — там часто все бывает сложнее. но лишь потому что рулят этим бюрократы.
- если взять поддержку
- как исполнять поступающие задачи — инструкция может быть большой и их может быть много
- но вот как обратиться за поддержкой? обычно это надо просто отправить письмо на какой то адрес или заполнить форму
- порядок действий для получения услуги заметно проще чем порядок действий для предоставления услуги или исполнения процесса
- если взять разработку:
- Как стать диким бюрократом?
- надо не уметь думать головой
- не уметь отличать услугу от процесса
- и заставлять клиентов читать регламенты написанные для сотрудников команды
- именно так поступают большинство людей в русских компаниях 🙂
Инструкция по практике
Предположим у нас описаны должности, процессы, процедуры, продукты и т.д.
Но вот хочется внедрить практику. Это может быть Agile, SCRUM, Lean, OKR …
Зачастую такие штуки проще описывать отдельной инструкцией. Инструкция по практике.
Типа «Планирование с OKR» — и тут описываем кто что делает чтобы планировать работу по OKR и получить от этого максимальный результат.
Инструкция по практике SCRUM многие и так знают. Это Scrum Guide.
Инструменты для описания инструкций
Технологии публикации и доставки инструкций до людей
Где и как лучше описывать эти инструкции?
Мне приходилось встречаться с такими вриантами:
- MS Word — очень не удобно
- крутые инструкции часто ссылаются друг на друга
- в ворд это сделать сложно
- потому лучше выбирать что то более современное и ближе к веб технологиям
- Google Docs — терпимо
- Confluence — норм, но дорого
- WordPress — тоже норм, бесплатно, если уметь настраивать то красота
- Notion — вообще красота из коробки
Выбор подходящего инструмента — отдельная история. Нужно пробовать разные варианты и выбирать тот, который лучше всего подходит в конкретной ситуации. Давать универсальные советы тут очень сложно.
Техники написания инструкций
Очень важно чтобы тексты были понятны людям.
Очень легко написать инструкцию с плохим текстом, которую не возможно читать и понимать.
Очень сложно написать хорошую инструкцию. Нужно много знать и уметь.
Есть 2 книги которые помогают научиться писать хорошо:
- Пиши сокращай
- Пирамида Минто
Заключение
Когда мы хотим навести порядок, главное не переборщить.
Все яд и все лекарство — вопрос дозировки.
Парацельс
Плохо составленные инструкции — это большее зло чем их отсутствие.
Но если знать как это делать — то польза от них тоже заметная.
Один из критериев качество инструкции — это вопросы от людей.
Если вы написали инструкцию в ситуации когда вопросов было мало — вы только что забюрократезировали процесс и сделали хуже.
Если наличие инструкции не снижает частоту вопросов и их все еще много, значит вы либо плохо ее написали, либо выбрали плохой инструмент доставки инструкции до людей. Инструкция фигня. Надо переделывать.
Надеюсь этот обзор позволит обойти грабли и перейти к разработке полезных и эффективных инструкций для сотрудников.